Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Наш опрос
|
«Скоро ваши дети
пойдут в школу!»
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у
дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,
настойчивости, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное
условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан
дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное
обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности
воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных
взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеки последних, что может стать
причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой
самооценки, иждивенчества и эгоизма. В беседах с родителями мы замечаем, что
взрослых волнуют проблемы подготовки детей к школе, а воспитанию таких качеств,
как самостоятельность, настойчивость, родители не придают большого значения.
Поэтому нам необходимо разъяснять родителям детей дошкольного возраста важность
своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружать их
педагогическими знаниями и методами. Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас хотел бы,
чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к школе. Не забывайте о
том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике
недостаточно. Не менее важно воспитать волевые качества: самостоятельность,
настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе.
Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах
деятельности. Способность к волевому напряжению создается путем постоянного
упражнения. Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой
труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная
необходимость понятна ребенку. Для участия в нем дети должны овладеть
определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать
его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия. Таким
образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой
деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребенок 6-7 лет по
самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде? Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке
квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки,
гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать
на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. Старший дошкольник может
научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он
может ухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе
ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями.
Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно
занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители
утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что
делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если
подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко не каждый ребенок
будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее. А если ребенок помнит о
своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у
него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость.
Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив:
почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить работу? Мотивы
могут быть различными: и общественно направленными и эгоистическими. Как же следует организовывать труд детей в семье и как им
руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности. Прежде всего, вы взрослые, должны определять, какие
обязанности по дому будет выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было
обязанностей, то надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять
работу вместе с ребенком. Затем можно выделить ему часть
общей работы для самостоятельного выполнения. Необходимо учитывать особенности
его нервной системы и физические возможности. Давая поручения ребенку,
разъясните ему цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав
задание, не указывают конечный результат его. Это затрудняет возможность
самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей целенаправленность действий
и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за
деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками.
Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки. К
преодолению трудностей побуждает ребенка одобрение родителей, выражение им
радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае
неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как он хорошо
справился с трудностями . Но слишком захваливать ребенка нельзя. Воспитанию
ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок
трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех
трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения,
знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять
интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых -
оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения
и добиться результата. Тест "Хочет ли ваш ребёнок идти в школу" |